Можно ли вернуть деньги, украденные с банковской карты

мошенничество с картами

мошенничество с картами

В последнее время СМИ все чаще публикуют истории о мошенничествах с картами и счетами россиян. Закон «О национальной платежной системе», призванный защищать граждан в этой ситуации, не работает. В 2014 году к этому закону был принят ряд поправок, которые должны в корне изменить решение проблем.

Поправками закреплено, что сами банки обязаны уведомить клиента о мошеннических операциях с его картой или счетом. Клиенту остается только передать в банк заявление, и согласно закону, банк «обязан возместить сумму операции, которая была совершена без согласия клиента». Теоретически все выглядит логично: если мошенники украли с карты деньги, и клиент получил об этом информацию из банка, он пишет заявление и по истечении 30 дней получает деньги. Но практически вернуть суммы удается не многим.

Схемы, по которым действуют мошенники

Распространенный случай – банк открывает клиенту кредитную карту и вручает ее. Клиент не пользуется картой, не активирует ее, но через некоторое время может получить сообщение из банка о списании суммы. Выясняя в банке этот факт, держатель карты получает информацию о том, что операции проводились посредством мобильных приложений на телефоне или планшете. Он пишет заявление в банк о возврате средств, но банк отказывает. Подобных историй очень много – владельцы карт жалуются, что с них списывали деньги, получив обманом доступ к сим-картам. Центральный банк предоставил статистику – в 2014 году кражи через мобильные приложения возросли на 44%. И в подавляющем большинстве случаев банкиры отказывают в возврате средств, обосновывая свою позицию тем, что банк не вправе устанавливать контроль над собственностью клиента.

Позиция банков

Защищая прибыль своей финансовой структуры, банкиры не выполняют закон, находя возможность объяснить списание денег с карты. Ведь любой может сообщить номер карты и пароли своим родственникам, которые снимут деньги, а держатель карты заявит о пропаже. Именно такую версию чаще всего выдвигают сотрудники банков в ответ на заявления клиентов. И предлагают рассматривать каждую ситуацию индивидуально, с предоставлением подтверждений факта мошенничества.

Юристы сходятся во мнении, что закон позволяет широко трактовать его положения, и это тоже играет не в пользу обманутых держателей карт. Поэтому, получить деньги можно только в том случае, если банк признает виновным себя. А такое происходит в результате технических сбоев или хакерских атак.

Судебная практика

Обращаясь в суд, держатели карт сталкиваются почти со 100% отказов, так как защита банков списывает все на вину самих потребителей. Новый закон имеет недостатки и судебная практика по нему пока не достаточна. Можно только предполагать, что с увеличением числа исков о мошенничестве с картами, будут меняться судебная практика, законодательство, и позиция банков.